При кажущейся простоте, это одно из самых сложнозамороченных моих стихотворений. Мало кто догадывается, о чём оно, хотя я играю всветлую и говорю в конце напрямую - об умирании речи. О перенесённых на русский язык процессах медленного распада всего живого. Как и большинство стихотворений последнего времени, это было написано на конкурс. Тематика: путешествие через тёмный лес. Моё литературное кредо - быть непредсказуемым и при этом абсолютно логичным. Как можно нестандартно идти через лес? Лорка завещал: "На перекрёстках пой вверх". И в самом деле, что если идти не в плоскости леса, а перпендикулярно? Как это? А как дождь! он ведь тоже идёт. Неплохо, но этого мало для идеи. Кстати, идти - весьма многозначный глагол, в русском языке идти может много чего, включая значения типа "происходить" для абстрактных понятий. В то время мы с Аней смотрели Wildes Deutschland - очень крутой сериал о природе разных регионов Германии. И конечно же, там было много лесов и их обитателей - птицы, бобры, олени и прочая живность. Почему бы не поиграть на этом? Провести параллели между тем, как через лес идёт всё подряд - живое, неживое, абстрактное... Например, вот мышь показали по телику. Отлично, начнём с милоты, пусть через лес идёт мышь. Странно звучит, да? Обычно мышь не идёт, она бежит, карабкается, лезет, да хоть кродеться. Идёт - это что-то более монументальное... И тут маленькое грамматическое отступление. В русском языке есть 3 склонения, и 3-е (к которому относится и мышь) объединяет слова с очень интересными особенностями: - только женский род (что уже задаёт определённый характер); - оканчиваются на мягкий знак (фонетическая общность добавляет нежности и бархатистости); - склонность к неисчисляемости; проще говоря, можно подставить в конструкцию вида "вся эта ..." Чушь, смесь, муть, ложь - вот это всё. Более того, когда в языке заводятся новые слова с категорией неисчисляемости, они с большой вероятностью находят себя в 3-м склонении: жесть, круть, дичь. Получается, что когда язык говорит о неисчисляемом и абстрактном, он автоматически становится более мягким и... женским. Вот о чём я напишу стихотворение! И когда по лесу идёт мышь - это не только конкретный маленький зверёк семенит в фокусе зрения. Это вся лесная мышь движется в едином глаголе. Даже не столько идёт, сколько происходит. По условиям конкурса объём стихотворения тоже был ограничен, что определило итоговый размер - 3 части про что-то идущее через лес и финальная часть, объясняющая связь. Если строки сделать короткими, то по 8 строк в самый раз на каждую строфу. Ритм родился просто на основе выбранного рефрена "я иду через лес" и достраивания его в умеренном маршевом ритме. Рефрен - это для гипноза, поэтому он максимально простой и повторяется много раз, как формула. (Ну и соответствует теме конкурса. Раз уж я собрался писать совершенно не о лесе, вынесу его в сеттинг, в фон, почему нет. У леса широченное семантическое поле.) И да, от 1-го лица, чтобы ярче происходила смена камеры между частями. Итак, какие же 3 штуки пойдут через лес? Начнёт мышь, она прикольная и визуально представимая, а сам факт, что она именно идёт призван заранее насторожить читателя, что что-то тут не так. С мышью было легко - надо думать, как мышь, и описывать. Спасибо сериалу Wildes Deutschland, тут всё с экрана. От себя я разве что насыпал немного мягких знаков, но пока не в каждом слове, понемножку. Дальше ночь - имеющая очертания мышь сменяется невещественным понятием. Тем более, ночь - это уже символ завершения чего-то. Вместе с лесом речь уже начинает потихоньку растворяться. К тому же, автор любит и понимает ночь, ему о ней писать удобно. И больше, больше мягких знаков! Возвращаемся к дождю. Дождь всем хорош кроме того, что он мужского рода. Или нет? Почему нельзя сказать: вся эта дождь идёт через лес? Докажем! Когда дождит, лес как бы плачет (очевидная метафора), а когда при этом с веток и листьев лёгкими разводами стекает пыльца - чем не тушь на заплаканном лице? Опять же, сам факт того, что кто-то плачет: пока непонятно, о чём, но уже грустно. Грамматика идёт лесом, в этой строфе будет дождь женского рода. Фактически, я уже признаюсь, что ни ночь, ни мышь не имели никакого семантического значения для стихотворения. Важно лишь, что приближается нечто мягкое, женское и развоплощающее. Наконец, финальная строфа. Она о том, как идёт смерть. Не нужно говорить само слово "смерть", так будет ещё страшнее, когда внимательный читатель догадается, что она тоже 3-го склонения. Поэтому иносказательно - осень. И прочие атрибуты осени-смерти: всё живое и подвижное сваливает из кадра или прекращает своё движение в нём. Даже птицы окончательно смазываются в некую однородную птичь. Мягкие знаки в полный рост. (Мне не слабо было бы вставить вообще в каждое слово, но всё-таки не стоит превращать художественный текст в упражнение. Неестественность должна быть дозирована.) К завершению герой-рассказчик превращается в совсем уже космические понятия, на стадии чего речь уже окончательно не нужна. Вот и сказочке конец. А, ну да, прочитайте теперь название текста правильно. #chpizs_origins